НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Тарасовский район

Стремительный прорыв

Стремительный прорыв

Конец 1942 года. Кольцо внутреннего фронта окруженной под Сталинградом армии Паулюса ежесуточно сужалось, а в оперативном тылу противника вели бои танковые корпуса и мотострелковые бригады, которые устремились в прорыв.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ПРОРЫВ

В освобождении северных районов Ростовской области участвовала 3-я гвардейская танковая бригада, которой командовал генерал, дважды Герой Советского Союза Д.Д. Лелюшенко. 23 танковый корпус – три танковые бригады и одна мотострелковая. Командир корпуса - генерал-лейтенант Герой Советского Союза В.Г. Пушкин, командиром 3 танковой бригады был полковник В.И. Красноголовый.

Танковый корпус получил боевую задачу во взаимодействии с 60-й гвардейской дивизией войти в прорыв и нанести удар в направлении станций Дячкино и Глубокая, затем повернуть на юг и выйти к Северскому Донцу в районе Каменска.

12 января началась операция. После 15-минутной артподготовки наши соединения и части перешли в наступление. Противник не выдержал стремительного натиска советских войск и стал поспешно отходить. Через полтора часа после наступления в прорыв был введен двумя колоннами 23-й танковый корпус. Они шли с восточной стороны от населенных пунктов Шарпаевка и Анновка на железнодорожные станции Дячкино и Глубокая. Передовым отрядом 39-й бригады полковника Румянцева командовал майор Горбунов, во главе третьей бригады полковника Красноголового шел отряд капитана Федора Шийко.

Первый батальон 39-й танковой бригады под командованием капитана Иванова с ходу ворвался в Ерофеевку, где находились тылы немецкой походной дивизии. Фашисты не разобравшись восторженно приветствовали советские танки. И только когда стрелки 56-й мотострелковой бригады, сидевшие на броне танков, открыли губительный огонь, гитлеровцы поняли свою ошибку.

Вот как вспоминает этот день очевидец тех страшных событий уроженец Ерофеевки В.Н. Шкода:

Мне шел тогда восьмой год, - рассказывает Владимир Никитович, - но момент освобождения хутора от фашистских оккупантов помню довольно отчетливо. Удар наших частей оказался абсолютно внезапным. Был как раз обед, когда в нашу хату ворвались советские бойцы в полушубках. Немцы, квартировавшие у нас, успели поесть, а мы только сели за стол доедать то, что осталось от «хозяев». Фрицы даже опомниться не успели, их полураздетыми вывели на улицу. Люди потом говорили, что гитлеровцев расстреляли, но сам я этого не видел. Немцы, чтобы выжить, выбегали из домов, прятались в самых неожиданных местах, их находили даже в колодцах. А еще запомнилось очень много танков.

После освобождения хутора танкисты капитана Шийко и подполковника Филатова с тяжелыми боями стали продвигаться к Глубокой. К исходу дня части корпуса углубились на расстояние до 60 километров, выполнив первоочередную задачу: над Дячкино и Глубокой подняли красные флаги. Важная железнодорожная линия, соединяющая южный и центральный участки фронта, была перерезана. Вскоре части корпуса повернули на юг, вдоль железной дороги, на Каменск.

За два дня тяжелых боев танковый корпус с боями прошел 90 км. Было уничтожено и захвачено более 20 танков и самоходных установок противника, 35 орудий, 45 пулеметов, 39 минометов, 91 автомашина, 400 вагонов и цистерн, 70 солдат и офицеров взято в плен, более тысячи уничтожено.

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ Тарасовский район