НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

«Мы делаем одно дело». Поисковики Бессмертного полка обменялись опытом с коллегами

«Мы делаем одно дело». Поисковики Бессмертного полка обменялись опытом с коллегами

На фото: справа налево Ольга Андропова, Виктория Кабанадзе, Вероника Крылова, Евгения Медникова, Бежиташвили Георгий Александрович, декан факультета истории войн Национального Университета им. Шота Руставели (Грузия)

В конце ноября в Москве прошла третья международная конференция «Судьба Солдата: теория и практика архивных исследований». Обсудить актуальные вопросы восстановления судеб пропавших без вести участников Великой Отечественной войны собрались более двухсот специалистов по военной истории, архивоведению, источниковедению и активистов поисковых отрядов из 12 государств. О своей работе рассказала и сотрудник Центра поисковой работы Бессмертного полка Евгения Медникова.

«Это моя вторая конференция по теме «Судьба солдата». Тема мне близка, так как я занимаюсь установлением судеб личного состава 166-й стрелковой дивизии первого формирования, а также отвечаю на письма-запросы о судьбах участников Великой Отечественной войны, которые приходят в почту Центра поисковой работы МИПОД «Бессмертный полк». Для того, чтобы ответить на письмо о судьбе, нужно сначала кропотливо изучить материал, провести поиск информации, проанализировать ее, сопоставить факты – это кропотливая работа, напряженная, иногда многодневная. Опыт в такой работе приходит не только с объемом, годами, но и в общении с коллегами и единомышленниками. Многие участники впервые соприкоснулись с такими понятиями, как установление судеб погибших и пропавших без вести, корректировка информации о человеке, установление мест захоронения и их паспортизация, впервые узнали, как именно формируются архивы, электронные базы данных, познакомились с методами работы с этими базами. «Старейшины», как научные сотрудники, так и поисковики, делились опытом».

Петр Пицко, Беларусь

Большой интерес вызвала работа секции, близкой именно поисковикам Бессмертного полка – «Судьба солдата». Желающих рассказать о восстановленных судьбах, найденных медальонах, установленных именах и боевых путях было очень много. Особое внимание уделили ошибкам в документах, опечаткам, трудночитаемым текстам. Представитель Российского Государственного военного-архива Игорь Нагаев сообщил о поисковом исследовании о боевых действиях на озере Хасан, по которому очень мало информации. Александр Вилисов из Алтая и Антон Качанов (г.Москва) представили так же редкие и тяжелые для исследования темы. Александр - о восстановлении данных бойцов, попавших под бомбежку фашистской авиации по пути следования на фронт, Антон – о методах установления имен и судеб танкистов, останки которых сложно идентифицировать.

Сотрудник Центра поисковой работы из Томска Евгения Медникова говорила об опыте уточнения данных в Книге Памяти Томской области на примере восстановления списка личного состава 166 стрелковой дивизии.

«После издания 5-го тома Книги Памяти области прошло более 20 лет. За это время в ней нашлось много несоответствий, неточностей и искажений.  Судьбы и места гибели многих людей уже нашли документальное подтверждение, и они больше не числятся без вести пропавшими. Так как, я занимаюсь конкретно судьбами личного состава 166-й стрелковой дивизии 1-го формирования (томского), то и примеры привела именно по этой дивизии, истории ее боевого пути, - рассказывает Евгения. - Например, практически мало где указано, что некоторая часть личного состава была в лагере военнопленных, об участии в партизанском движении пишется скромно, в основном именами командиров. Не исследованы места излечения в медсанбатах и тыловых госпиталях, не доказано достоверно число вышедших из окружения именно из числа личного состава дивизии. Но без этих данных невозможно найти места гибели. Мое твердое убеждение – в установлении судьбы солдата надо идти до конца, проверять все возможные источники информации, искажения, а не довольствоваться опубликованными в каком-то одном источнике данными. Например, Данилюк Михаил Петрович, числившийся в военкомате пропавшим без вести, в Книге Памяти указан, как погибший в плену в г.Вязьма в феврале 1942 г. То есть, место гибели указано, и родные могут поехать на могилу и возложить цветы. Но более точные данные, подтвержденные карточкой военнопленного, показали, что умер он позже, в марте 1942 г. и в лагере Цайтхайн II в Саксонии, его имя есть в Книге Памяти этого лагеря с указанием номера могилы. Плененные советские врачи в лагерях иногда делали запись о смерти военнопленного, в надежде, что тому удастся сбежать. К сожалению, Михаилу Петровичу это не удалось».

В секции «Дорога к обелиску», где изучался опыт работы в регионах по паспортизации воинских захоронений, было много новой информации о братских могилах и одиночных захоронениях на тыловых госпитальных и гражданских кладбищах. Выступили по этой теме исследователи из-за рубежа. На конференции обсудили тему военнопленных, мало исследуемую в силу своей специфики и закрытости части архивной информации. Было много вопросов именно по рассекречиванию таких документов и судьбе документов Вермахта в США, сроках их оцифровки и публикации.

Координаторы и поисковики из Бессмертного полка встречаются лично не так часто. На конференцию «Судьба солдата» приехали помимо Евгении Медниковой, Петр Пицко из Беларуси (он рассказал о работе с архивами), Вероника Крылова и Ольга Андропова из Москвы, Виктория Кабанадзе из Баку.

«В кулуарах и в свободной обстановке все участники, а их было более 200 человек, очень дружелюбно общались – знакомились с новичками, и радовались встречам со старыми знакомыми, обменивались контактами, делились информацией, - говорит Евгения. – Люди-то было не просто из разных регионов-стран, но с разным направлением основной работы – кто-то просто практикующий поисковик, кто-то исследователь, кто-то музейный, архивный специалист, научный сотрудник, руководитель госучреждения, учитель и студент. Но здесь все прекрасно понимали друг друга – потому что мы делаем одно дело».

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ